Но мотивировать людей на результат без пояснения того, как он должен быть достигнут — сомнительный подход. Когда мы говорим о бизнес-процессах, то у каждого из них есть стандартная операционная карта, описывающая последовательность выполнения тех или иных действий и нормативов их выполнения, например, сроков. Без них операция может выполняться сколь угодно долго, а потому привязать к этому какую-либо мотивацию будет невозможно. Предположим, директору по продажам предприятия N ставится задача обеспечить контракты на 100 млн. руб. за год. При этом нет метрик и показателей качества бизнес-процесса, которым должны соответствовать его продажи. Находится государственный тендер на требуемую сумму, но не учитывается тот факт, что в таких тендерах всегда ограничена прибыльность, задача выполнена условно.
Другой интересный кейс в практике нашей компании был связан с одной производственной компанией, перед которой стояла задача автоматизации складов. Еще на этапе аудита стало понятно, что на данном предприятии нет четких требований к работе складских мощностей, что объяснялось необходимостью быстро подстраиваться под различные грузопотоки. Так в один день на склад могло приехать 10 клиентов (и тогда качество и скорость обслуживания заметно падали), а на другой — ни одного (из-за чего мощности простаивали).
Помимо этого, выяснились и проблемы с производственным процессом, который планировался из внутренних субъективных соображений, а не потребностей заказчиков. Например, какой-то продукт производился до тех пор, пока сырье для него не заканчивалось на производстве, а другой отсутствовал вовсе. Это создавало серьезные проблемы для отдела продаж, который не мог планировать объём отгрузок в текущем периоде.
Таким образом, любые системы KPI должны быть привязаны к самой нижней части бизнес-процессов на уровне метрик, а далее превращаться в некие сводные, комплексные бизнес-показатели. С точки зрения стратегии, конечно же, всё наоборот: комплексные показатели должны декомпозироваться до метрик конечных элементарных процессов. Адаптация изменений Многие компании в России применяют бизнес-процессы годами без изменений, так как в их бизнес-модели элементарно отсутствуют механизмы управления изменениями, а также их генерации.
Нежелание менять процессы зачастую связаны не с недостатком квалификации, а с тем, что руководители не могут посмотреть на бизнес с другого ракурса, например, в силу отсутствия у них актуальной информации, не налаженной системы коммуникаций от высшего звена к низшему и наоборот. Причиной тому становятся отсутствие регулярного аудита, излишние инвестиции в описательные функции, которые не учитывают перспективные изменения, а иногда и вовсе не коррелируют с реально происходящим в компании. Чем раньше компания замечает изменения, тем лучше она оценивает риски и тем качественнее может выстраивать процесс управление ими. Именно так и обеспечивается безопасность бизнеса: компании, которые использовали заранее подготовленные адаптационные механизмы, за довольно короткий промежуток времени смогли не только избежать серьезных потерь, но и улучшить свои бизнес-показатели, занять пустые ниши и перестроиться.
Секрет успешной адаптации бизнеса к новым условиям заключается в том, что внешние и внутренние факторы влияния необходимо регулярно обсуждать, анализировать, оценивать, чтобы в нужный момент понимать, какие новые тренды появились на рынке, насколько тот или иной фактор больше или меньше влияет или может в перспективе повлиять на бизнес компании. По сути, это переход от реагирования к управлению. Нужно готовиться не к тому, что технология вдруг появится, а кризис вдруг возникнет — необходимо заранее продумать как наладить регулярный мониторинг и анализ информации о происходящем, как оценивать риски, и как генерировать изменения. И что немаловажно — оперативно передавать накопленные данные тем подразделениям, которые со своей стороны занимаются выстраиванием бизнес-процессов.