Внедрение WMS системы на складе

Основные преимущества и этапы внедрения WMS на складе

В современных условиях автоматизация склада стала обязательным условием для достижения конкурентных преимуществ и стабильного роста. Как показывает практика, неавтоматизированный склад теряет порядка 30% на операционных издержках и накладных расходах по сравнению с автоматизированным. В некоторых случаях эта величина может быть гораздо больше.

Внедрение WMS позволяет упорядочить операционные процессы, повысить скорость инвентаризации, минимизировать количество ошибок и сократить время обработки заказов, что в конечном итоге отражается на снижении затрат и увеличении прибыли. В этой статье разберем основные преимущества WMS, этапы внедрения системы и практические рекомендации для успешной цифровизации склада.

Какие преимущества дает автоматизация?
Ключевые этапы внедрения WMS
Основные ошибки при внедрении WMS
От чего зависит стоимость внедрения WMS
Автоматизация всех процессов – от приемки до отгрузки. Сокращение издержек на 30%.
1

Какие преимущества дает внедрение WMS?

Инвестируя в автоматизацию склада, компании могут рассчитывать на значительное улучшение ключевых показателей. Это особенно важно в условиях дефицита кадров и необходимости сокращать издержки на складах.
  • Увеличение эффективности операций
    WMS анализирует частоту обращения к товарам и оптимизирует их размещение на складе (например, более популярные товары ближе к зонам отгрузки), что сокращает время на их сборку.
  • Сокращение расходов на персонал
    Система распределяет задания, учитывая расположение товара, и строит оптимальные маршруты, что сокращает время передвижений сотрудников и минимизирует лишние операции. В связи с этим повышается общая производительность.
  • Снижение количества ошибок и зависимости от человеческого фактора
    Устраняются ошибки, возникающие при ручном вводе, появляется возможность использовать эффективные схемы мотивации персонала, при этом скорость адаптации новых сотрудников сокращается до нескольких дней.
  • Оптимизация складских площадей
    WMS помогает максимально использовать объем склада, размещая товары в оптимальных местах с учетом их весогабаритных характеристик и частоты обращения. Повышается плотность хранения и, как следствие, растет экономия от более эффективного использования пространства.
  • Повышение скорости инвентаризации
    WMS оперирует данными о движении и остатках товаров в реальном времени, а регулярные выборочные проверки для определённых категорий товаров или зон снижают затраты на инвентаризацию в несколько раз.
  • Улучшение обслуживания клиентов
    Быстрая обработка заказов и снижение числа ошибок повышают качество клиентского сервиса.
  • Гибкость и масштабируемость
    Системы управления складом могут адаптироваться под изменяющиеся условия бизнеса и легко масштабироваться вместе с ростом компании.
Преимущества внедрения WMS - LogistiX
2

Ключевые этапы внедрения WMS

Как и любой процесс, внедрение WMS состоит из нескольких последовательных этапов. Чтобы избежать типичных ошибок и запустить систему в работу без сбоев, важно следовать каждому шагу поэтапно.

1. Формализация технологических процессов склада

Для того, чтобы автоматизировать сложный технологический процесс многономенклатурного или мультитехнологичного склада, наиболее рациональным выбором является системный подход. В отличие от распространённого на рынке симптоматического подхода, когда описывается лишь реакция системы на внешние воздействия (например, что произойдёт при нажатии на ту или иную кнопку или вызове какой-то определённой функции), системный подход начинается именно с технологических процессов, которые формализуются совершенно независимо от того, будет автоматизирован описываемый участок процесса, или нет. Полное описание технологических процессов также является важнейшим шагом перехода к работе по концепции PDCA (реализация цикла Деминга) и «перехвату» управления процессами от работников склада.
Внедрение WMS этапы
Основные этапы внедрения WMS на складе
Помощь LogistiX для тех, кто хочет повысить эффективность склада
  • Внедрение WMS– автоматизировать склад для повышения производительности и снижения ошибок
  • Аудит склада – провести диагностику склада и оптимизировать процессы
  • Проектирование склада – разработать план модернизации текущего склада или концепцию нового с учетом роботизации
Этап 2. Разработка технического решения

Что есть автоматизация? Это не что иное, как замена сотрудников в точках принятия решений, если мы говорим не о роботизированном складе. На данном этапе обследуется каждый технологический процесс и выявляются точки автоматизации, после чего автоматизируемый технологический процесс связывается с функционалом WMS.

Этап 3. Настройка функционала

Настройка системы в соответствии с ранее разработанным техническим решением. Параллельно производится настройка и совместная отладка процесса интеграции между корпоративной информационной системой (КИС) и WMS, что позволяет устранить возможные ошибки и оптимизировать взаимодействие систем.
После настройки выполняется обязательное тестирование всех функций WMS, чтобы убедиться в их корректной работе и соответствию требованиям заказчика.

Этап 4. Инструктаж ключевых специалистов склада

Производится на базе технологических процессов, которые они должны выполнять, и детальных инструкций по эксплуатации WMS, содержащей диаграммы, снимки экранов и описание последовательности выполнения действий в системе для реализации предусмотренных автоматизацией процессов. После проведения инструктажа, проводится тестированиеобъёма полученных знаний, и только при положительном результате рекомендация выходить на следующий этап.

Этап 5. Инструктажи ИТ-специалистов

Обучение установке и базовой настройке компонентов системы, настройке специализированного оборудования и решению наиболее частых задач. Обычно на обучение направляются системный администратор и его сменщик, что позволяет не замыкать знания на одном сотруднике и гарантировать оперативное решение возникающих вопросов.

Этап 6. Опытная эксплуатация

Опытная эксплуатация – это период работы сотрудников и склада под управлением WMS с обязательным присутствием консультанта (одного или нескольких – зависит от площади автоматизируемого объекта, числа номенклатурных групп и ключевых специалистов). На этом этапе ключевые специалисты компании на складе обеспечивают работу процессов и корректную эксплуатацию функционала системы управления на своих участках/процессах, отвечают на вопросы линейного персонала, и лишь в случаях, когда не могут ответить на вопрос – обращаются к присутствующему на объекте консультанту подрядчика.
3

Основные ошибки при внедрении WMS

Ошибки при внедрении WMS могут существенно снизить эффективность и привести к дополнительным затратам.

Отсутствие плана Б
Любая проблема, приводящая к остановке процесса – «все прошло плохо, теперь надо возвращать обратно». План Б должен говорить о том, что будем делать, если
что-то не произойдет на этапе планирования опытной эксплуатации. План А делает подрядчик, план Б – совместно. Это тот результат, которого ждем, чтобы не возвращаться в начальную точку.

Отсутствие технологических бизнес-процессов
Если компания не имеет описание текущих технологических процессов и не определяет четкие цели, внедрение WMS может оказаться неэффективным. Например, без понимания того, как работает склад, система может оказаться перегруженной ненужными функциями, а на запуске компания может столкнуться с гигантскими провалами до 80% от общего объема.

Некорректное распределение ответственности в проектной команде и стремление
к неправильным результатам
Если ответственность в проектной команде не закреплена, не понятно, кто и что должен сделать и как это повлияет на результат. В итоге никто не виноват и результата нет. Фиксация правильного результата – если наделяем функцией, должны сказать, чего ждем по факту. Сотрудник должен получить возможность принимать решение в рамках своего периметра.
4

От чего зависит стоимость внедрения WMS

Стоимость внедрения системы управления складом складывается из нескольких составляющих:

Лицензии
Российские поставщики WMS предлагают различные схемы лицензирования от бессрочных лицензий до моделей по подписке. Одной из популярных моделей является лицензирование по количеству одновременно работающих пользователей. В базовую поставку может входить определенное количество конкурентных лицензий под первоначальную потребность, и в дальнейшем при необходимости количество пользователей можно увеличить, купив дополнительные лицензии.

Услуги по внедрению
Такие услуги включают в себя весь цикл ведения проекта: подготовка технического решения на настройку WMS, работы по настройке, тестированию, моделированию функционала, обучение сотрудников и сопровождение внедрения.

Интеграция
Чем больше систем и устройств нужно объединить, тем выше общая стоимость работ. Например, помимо ERP может потребоваться интеграция со смежными системами (MES, TMS, YMS), c роботизированным оборудованием (конвейеры, сортировочное оборудование, AS&RS, шаттлы, портальные роботы и т.д.), а также другим оборудованием, поддерживающим технологический процесс (весы, аппликаторы). Также на цену влияет уровень сложности интеграции: чем больше требуется доработок и настроек, тем дороже будет проект.

Техническая поддержка
В стоимости проекта стоит также учитывать расходы на техподдержку. Она может быть как классической с оплатой за включенные часы, так и SLA с прописанными сроками реакции и уровнем обслуживания.

Кроме того, на стоимость WMS влияют:
  • Наличие нестандартных процессов
  • Специфические требования к функционалу
  • Дополнительно подключаемые модули (например, биллинг)
  • Сроки проведения опытной эксплуатации
  • Режим работы объекта
Для оценки стоимости внедрения WMS используется такой параметр, как совокупная стоимость владения системой (TCO). Он определяет комплекс затрат, связанных с приобретением системы, её вводом в эксплуатацию и дальнейшую поддержку.
LEAD WMS – российская адаптируемая система управления складом